Главная » Статьи » Услуги юристов |
Заняться юридическими услугамиСодержание:
Сегодня бизнес в сфере оказания правовых услуг процветает. Учитывая это, многие предприниматели узнают: как открыть юридическую консультацию. При этом следует понимать, что этот бизнес требует наличия специфических знаний, поэтому заниматься им могут лишь лица с юридическим образованием. Также не рекомендуется начинать заниматься этим видом бизнеса выпускникам ВУЗов, не имеющих опыт в этой сфере. Им более предпочтительно поработать в существующих конторах для того, чтобы обрести опыт и репутацию. Только после этого можно задуматься о возможности поработать на себя. При этом не следует полагать, что работа простая и достаточно окончить институт и зарабатывать на полученных в ВУЗе знаниях. Законы постоянно меняются, появляются поправки и т.д. поэтому необходимо постоянно быть в курсе. Также необходимо выработать собственную стратегию с целью обретения конкурентных преимуществ. Со временем ваша юридическая компания превратится в преуспевающего лидера в этом рыночном сегменте. Команда единомышленников
Важно, чтобы все участники группы доверяли друг другу. Зачастую партнеры по бизнесу знакомы друг с другом в течение многих лет и находятся в тесных дружеских отношениях. Конечно, по поводу того, что бизнес желательно создавать без партнеров, никто не спорит, однако создать юридический бизнес без партнеров почти не реально. Дружный и сплоченный коллектив имеет больше шансов на успех, соответственно и более высокую прибыль. Проблемы бизнесаСледует учитывать определенные трудности, с которыми в самом начале реально столкнуться. Зачастую трудности заключаются в финансовом плане, так как на первых порах рассчитывать на серьёзную прибыль не приходить, а выплачивать заработную плату сотрудникам, платить налоги, за аренду помещения приходится. К тому же зачастую сложность заключается и в поиске клиентов, особенно если речь идет о начинающих компаниях. Клиентская база пополняется благодаря рекомендациям клиентов, друзей, поэтому стоит подготовиться к преодолению сложностей и постараться создать положительный имидж компании. Лишним будет вкладывать огромные деньги в дорогостоящую рекламу, так как имеющая положительную репутацию фирма по оказанию юридических услуг не нуждается в рекламе в СМИ. Она может создать прямо противоположный эффект. О конкуренции, прибыли и организации бизнесаНе стоит пугаться сложностей и если действовать грамотно, выработать стратегию ведения бизнеса, все не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на то, что сегодня много конкурентов, это не должно настораживать. Исследования показали, что эта ниша достаточно перспективная, так как большая часть граждан нашей страны являются юридически не грамотными. К тому же законодательство страны разнообразно и изменчиво и даже разбирающийся в юридических вопросах человек порой перестраховывается и обращается за помощью к профессиональным юристам. В обязательном порядке следует составить бизнес-план, в котором подробно проработать стратегию ведения бизнеса, оценить рынок, конкуренцию, высчитать рентабельность и составить финансовый план. В бизнес-плане следует отразить проведенное исследование рынка. Это позволит более детально охарактеризовать преимущества юридических услуг, конкурентов и их территориальное местонахождение, все недостатки конкурентов и возможные риски, пути их устранения. Подробно изучив ценовую политику конкурентов, можно сформировать и свои расценки на услуги. Проведя сравнительный анализ полученных данных, можно быстро выработать собственную стратегию ведения бизнеса в юридической компании. Выбор месторасположенияВзять офис в аренду или приобрести в личную собственность, зависит от финансовых возможностей бизнесменов. При этом не важно, размещен ли офис в центре города или в спальном районе, в любом случае ожидается одинаковый успех. ВыводыБизнес в области юридических услуг славится огромной рентабельностью при минимальных финансовых вложениях. Им могут заниматься только люди, имеющие юридическое образование и опыт работы. Для грамотного вхождения в бизнес необходимо составить бизнес-план и обзавестись командой единомышленников. Заняться юридическими услугамиК. Олефир, Журнал "Корпоративный юрист"ПОСМОТРЕТЬ БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР "АЛГЕБРА И ГАРМОНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ КОМПАНИИ">>> 1. Отказ от "визирования" и переход на проектный метод Современный этап развития российского бизнеса предполагает высокую проектную составляющую. Большинство компаний, включая лидеров российской промышленности, растут во многом не вследствие плавного технологического совершенствования, а за счет качественных проектных скачков. Корпоративные юристы, конечно, не могут, игнорируя это, продолжать заниматься выдачей доверенностей, "визированием" и наемом внешних юридических фирм. Поэтому рекомендую тщательно проанализировать свою ежедневную "текучку" (которая душит многие юридические департаменты) и трансформировать ее в некие, возможно некрупные, но все-таки проекты. При этом важно, что юрист сможет "вести" весь проект от начала до конца, а не просто отвечать на отдельные запросы клиента, знать все его детали, а не "визировать" уже готовые документы в конце. Это позволяет юристам активно влиять на проект уже на стадии создания концепции будущей сделки, когда цена ошибки особенно высока. Такой подход вносит гораздо больше осмысленности в вашу работу, а главное, он помогает точно понять, что нужно клиенту (ведь нередко ему на самом деле нужно совсем не то, о чем он просит). Проектный подход требует создания новой "идеологии", которая основана на отказе от пассивного "визирования" документов. Юрист становится активным (и часто ключевым) участником рабочей группы, он отвечает за успех проекта, а не просто за правильно составленный меморандум о его рисках. Если корпоративный юрист не находится в центре проекта и не знает его в деталях, он не сможет привнести свою "добавочную стоимость" и его профессиональная задача останется невыполненной. Поначалу сложно искоренять психологию наблюдателя (к сожалению, этот вирус глубоко проник в корпоративную среду), заставляя юристов думать проактивно и работать "на опережение". Но без этого изменения сознания корпоративных юристов их профессиональная миссия останется невыполненной. Приведу самый простой пример проектного подхода. Однажды в компании, где я работал, выяснилось, что нет четких правил выдачи доверенности. По запросу клиента ее просто выдавали, часто без надлежащего понимания объема полномочий должностного лица. Чтобы разобраться в данной практике, была создана рабочая группа, которая выявила, что запросы о выдаче доверенностей часто генерируются не теми подразделениями, которые принимают бизнес-решения по конкретной сделке, и процедуру можно упростить / стандартизировать, сократив количество документов, путем выдачи генеральных доверенностей и определения четкого лимита полномочий должностных лиц, что и было сделано. Вместо того чтобы рутинно выполнять запросы клиента и визировать его доверенности, эта задача была преобразована в мини-проект с целью разобраться в сути этой рутины. В конечном итоге, были определены четкие принципы и стандарты, которые сэкономили огромное количество времени. Этот пример показывает эффективность проектного подхода даже в таком, казалось бы, рутинном вопросе. Стоит отметить, что чистый проектный подход сначала сложно осуществить в тех юридических департаментах, где высока текущая функциональная загруженность, т.е. юрист по корпоративным вопросам не может в одночасье стать звездой рынка слияний и поглощений - для этого требуются другие подход, метод и мотивация. Но мне кажется, что обратное "превращение" специалиста по М&А в корпоративного эксперта достаточно очевидно, ведь знание тонкостей корпоративного права является ключевым для сделок М&А. На практике это значит, что хороший специалист в области М&А, вероятно, сможет справиться с разумным объемом "текучки", которая может "сваливаться" в юридический департамент и, вопреки поговорке, сможет усидеть на двух своих стульях - проектном и функциональном. Поэтому при создании юридического департамента я рекомендовал бы начинать именно с проектной составляющей и постепенно разбавлять ее вынужденным объемом "текучки". 2. Формирование сознания клиента Если первый принцип касается изменения своего сознания, второй - изменения сознания окружающих вас людей. В каждой компании существуют свои корпоративные традиции, на основании которых складывается определенный подход к ведению дел, и юристов часто заставляют вписываться в эти рамки, даже если они мешают эффективному ведению дел. Парадокс состоит в том, что многие юристы в силу образования и по складу ума обладают развитым аналитическим мышлением и часто могут структурировать бизнес-процессы даже лучше, чем их клиенты. Юристы из внешних фирм нередко "зарабатывают очки" у своих корпоративных клиентов на такой беспристрастной диагностике и "лечении" внутренних проблем компании. При этом существует предубеждение, что корпоративные юристы не могут объективно оценить ситуацию и их доля лишь подчиняться "правилам внутреннего распорядка". Это, конечно, не так. Представляется, что профессиональная миссия корпоративных юристов состоит не только в качественном исполнении своей работы, но и в формировании грамотного структурного подхода к решению бизнес-задач у клиентов и внутри самой компании. Корпоративные юристы должны занимать проактивную позицию и улучшать бизнес-процессы предприятия, а при необходимости и влиять на мнение клиентов, уводить их от "понятийщины" к прозрачному и цивилизованному способу организации и ведения дел. Вспоминается случай, когда мы боролись с практикой одного из наших клиентов датировать договоры задним числом. Было потрачено немало сил, прежде чем стало ясно, что клиент именно так датирует договоры, потому что не знаком с понятием отлагательных условий в договоре. Был проведен соответствующий тренинг, и как только клиент понял, что исполнение определенных условий может происходить уже после подписания договора, его бизнес-подход стал иным. Этот простой пример показывает, что, прежде чем слепо исполнять то или иное правило, которое вам навязывают, следует выяснить, почему оно существует. Возможно, такой подход вызовет непонимание части клиентов, привыкших видеть в корпоративных юристах лишь исполнителей своих решений, а не самостоятельную интеллектуальную силу. И здесь каждый должен решить для себя, что важнее в его профессиональной карьере: сохранить полную лояльность сложившейся практике или все-таки попытаться проявить настойчивость и выполнить свою профессиональную миссию. Если вы слышите от клиентов замечания типа "мы тут все уже решили, твоя задача правильно записать и оформить", это обычно значит, что на самом деле ничего не решено, а четкое видение ситуации отсутствует. Ваша миссия при этом как раз и состоит в том, чтобы дать необходимые разъяснения, а если нужно, то и сказать твердое "нет". Если с течением времени клиент перестанет воспринимать вас как просто "юридического оформителя", начнет прислушиваться и увидит перед собой ценного "советчика", вы, наверняка, сможете предлагать ему все новые пути усовершенствования различных бизнес-процессов. И это следует оценивать не иначе, как профессиональный успех. 3. Четкая функциональная специализация Юридический мир за последние несколько лет четко разделился на "западников" и "славянофилов" в зависимости от ответа на вопрос, может ли российский юрист претендовать на знание иностранного права. Сложно отказать в здравом смысле тем, кто говорит, что зарубежным правом должны заниматься иностранные специалисты и что российские юристы не должны консультировать своих клиентов по учебнику международного права. Но никак нельзя согласиться с мнением, что российским корпоративным юристам можно и дальше прожить без знания иностранных языков и без понимания, как минимум, основ зарубежного (чаще англосаксонского) права. Как это ни странно, но в целом ряде крупных российских компаний с большой долей иностранных проектов до сих пор существуют так называемые международные отделы, куда собирают юристов, говорящих на иностранных языках. Остальные юристы по определению являются "российскими" и "английский им знать не обязательно". Этот архаизм удалось изжить лишь немногим компаниям. Но, к сожалению, обычно он трансформируется в другую аномалию, когда в компании создается отдельное проектное подразделение со своими отдельными "продвинутыми" юристами (дефекты этой системы рассмотрим ниже). Очевидно, что в настоящее время языковая специализация уже изжила себя и должна быть заменена на функциональную специализацию в конкретных областях права. В современном корпоративном мире невозможно оставаться только "российским юристом" без знания иностранного языка, основ иностранного права и международных подходов к сделкам. Исходя из собственного опыта работы в одной из ведущих российских компаний, могу сказать, что юристы, не обладающие подобными знаниями, были не в состоянии адекватно вести диалог с внешними юридическими фирмами, попадая в зависимость от них, и не могли профессионально представлять во вне свою компанию. Самое опасное, что при этом и компания начинала терять конкурентоспособность и самостоятельность, слепо следуя неадаптированным рекомендациям внешних консультантов. Существует еще одна причина, вынуждающая придерживаться жесткой функциональной специализации. В современных условиях уже нельзя оставаться корпоративным юристом широкого профиля. Уровень профессиональной конкуренции требует от каждого юриста быть высококлассным экспертом в конкретной области права на уровне лучших стандартов внешних юридических фирм. Постоянная специализация и тренинг позволяют сотруднику добиться этого в достаточно короткий срок. Мне было очень приятно видеть, как некоторые мои подчиненные свободно "затыкали за пояс" внешних юристов именно благодаря специализации на определенных типах сделок и постоянному тренингу. В результате мы не просто повышали репутацию компании и экономили на расходах внешних консультантов, но и создавали стабильную правовую защиту компании от влияния внешних факторов. Стоит сказать, что функциональная специализация опасна, поскольку компания при этом попадает в определенную зависимость от знаний и опыта конкретного юриста. Поэтому, помимо стимулов, необходимо предусмотреть страховку на случай потери такого юриста, например создавать "профессиональные треугольники" по каждому направлению специализации. В вершине треугольника находится ведущий специалист в этой области. Ему всегда помогает второй юрист, который хотя и обладает меньшим опытом, но может со временем стать первым. Им помогает молодой специалист-помощник юриста. При этом старшие юристы обязаны тратить часть своего времени на обучение молодых сотрудников. Такой треугольник создает определенную стабильность всей системы и страхует компанию от субъективных человеческих рисков. 4. Командный подход и система обмена знаниями В большинстве компаний командный подход осложнен конфиденциальностью выполняемой работы или разбросанностью юристов по разным подразделениям. При этом одна группа юристов не обладает сведениями о том, над чем работают другие. Это препятствует распространению информации (knowledge sharing) и приводит к формированию отдельных не связанных между собой "островков знаний" [compartmentalized knowledge). Такая практика кажется ущербной, поскольку не позволяет создать единое информационное пространство для юристов компании и препятствует обмену знаниями. Между тем в большинстве случаев подобное информирование всех специалистов юридического департамента может осуществляться без ущерба для конфиденциальности. Кроме того, при функциональной специализации командный подход предполагает подключение к работе над проектом юристов разной специализации, чтобы каждый сотрудник мог смотреть и учиться на примере своих коллег и впитывать то самое "неформализованное знание", которое нельзя получить из учебников. Только в этом случае возникают оптимальные условия для распространения знания в рамках юридического департамента, как по вертикали, так и по горизонтали. При правильной культивации и создании "критической массы" это приводит к образованию в рамках юридического департамента единого интеллектуального центра, и знание из чисто количественной категории переходит в качество, и тогда даже младшие юристы учатся видеть всю картину целиком, а не только свой узкий вопрос. В моей практике работы над крупным инфраструктурным проектом в области энергетики с самого начала участвовали корпоративные юристы, специализирующиеся в сфере проектного финансирования(они создавали необходимую корпоративную структуру), которые при необходимости привлекали экспертов в области корпоративного финансирования (на стадии переговоров с банками) и в области интеллектуальной собственности (по вопросам новой технологии), а также слияний и поглощений. Поскольку над проектом работало сразу несколько отделов, единое информационное пространство было жизненно необходимо, и его удалось создать без ущерба для конфиденциальности. Командный подход также очень важен для формирования единой корпоративной культуры. 5. Централизация работы юристов компании и создание единой корпоративной культуры Как мы знаем, в ряде компаний стратегические сделки выполняются отдельными "продвинутыми" юристами, в то время как сотрудники юридического департамента занимаются общеправовыми вопросами, некрупными судебными процессами и т.д. Также часто можно встретить ситуации, когда в казначействе и департаменте корпоративных финансов работают свои юристы. Такой подход кажется неправильным по следующим причинам. Во-первых, возникает опасность подчинения юристов их клиентам, что подрывает объективность юридического анализа. Хотя это, безусловно, сближает юриста с клиентом, но и неизбежно создает для него конфликт интересов. Юрист начинает подчиняться коммерческому менеджеру, который определяет размер компенсации, а также способен иным образом влиять на его мнение. При этом юрист неизбежно теряет нужную беспристрастность и не может адекватно оценить юридические риски. Но нельзя забывать, что, являясь специалистом, который, по сути, проводит юридический аудит проекта, он, как и обычный аудитор, должен быть свободен от контроля со стороны менеджера, заинтересованного в скорейшем завершении проекта. Во-вторых, как показывает опыт, клиент часто не может адекватно оценить качество работы юриста и тот не получает нужной профессиональной оценки, тренинга и информационной поддержки. Как-то я слышал, что клиент высоко отзывался о своем юристе потому, что тот правильно записывал его (клиента) мысли и хорошо говорил на иностранном языке. Ни о какой профессиональной самокритике и совершенствовании здесь не могло быть и речи. В-третьих, анализируемая практика приводит к многообразию стандартов качества в рамках одной компании и появлению разных подходов к решению одних и тех же вопросов. Принцип "Quod licet Jovi, поп licet bovi" не должен работать в рамках одной компании потому, что создает опасность неадекватного восприятия юридического риска в разных концах консолидированной пирамиды, что может обрушить всю компанию. Это также нарушает базовые принципы корпоративной отчетности и поведения. В-четвертых, таким образом создаются дополнительные барьеры на пути информационного обмена между юристами разных подразделений компании, и наработанный опыт одной группы указанных специалистов не передается остальным, что крайне затрудняет формирование единой команды из всех юристов компании. Поэтому представляется, что важно собрать всех юристов в рамках одного департамента. Это позволит: а) всегда сохранять объективность юридического анализа;б) создать единый пул юридических ресурсов и стандартов качества, при котором старшие юристы подтягивают на свой уровень молодых юристов;в) упростить профессиональную подготовку юристов и мониторинг качества услуг и г) сформировать общее информационное пространство, облегчающее обмен знаниями. Все вместе это ведет к возникновению единой команды юристов компании без привилегированных групп. Это также облегчает работу коммерческих подразделений предприятия, которые смогут заказать в таком централизованном департаменте любой набор юридических услуг по проекту (one stop shopping), не тратя времени на поиск нужного юриста по конкретному вопросу. При этом они будут знать, что получат полный юридический анализ. Централизация и командный подход к проектам также позволяют в короткий срок создать единую культуру в рамках юридического подразделения компании. Это не означает, что все должны мыслить и одеваться одинаково - наоборот, нужно пытаться максимально сохранить индивидуальность сотрудников, но в рамках единых подходов к решению юридических задач и обслуживанию клиентов. Стандарт качества (должен быть очень высоким и одним для всех, чтобы люди стремились к нему). Централизация юридических ресурсов позволяет также сохранить необходимый демократизм, поскольку она препятствует возникновению привилегированных каст и кланов. Например, при формировании нашего департамента принцип равенства был заложен с самого начала. Все отделы и сотрудники равны с точки зрения сложности работы. Значимость конкретного юриста определяется его профессиональными знаниями и его опытом в конкретной области специализации. Конечно, существуют очень важные для компании проекты, но над ними обычно работают сразу несколько отделов, и любой сотрудник может претендовать на участие в них. Принцип равенства крайне важен для создания нормальных рабочих отношений в рамках единого юридического департамента, а также для распределения бонусов и стимулирования сотрудников к дальнейшему развитию. Этот же принцип позволяет отсеивать "паразитов", т.е. тех сотрудников, которые либо меньше работают, либо допускают больше ошибок, чем остальные. Юристы сами заинтересованы в устранении из команды недобросовестных коллег, чтобы те не портили репутацию всего департамента и не мешали его продуктивной работе. Особо стоит отметить, что принцип равенства должен распространяться и на руководителя юридического департамента, который не должен иметь заранее определенных привилегий. Его лидерство обусловливается тем, что он "вкалывает" больше остальных юристов. По сути, руководитель - это такой же сотрудник, но которому коллеги доверили быть первым, не более того. 6. Внутренняя культура работы с клиентом Удивительно, но такое базовое понятие, как "клиент", сильно размыто в большинстве российских компаний. Во всяком случае, многие юристы не могут четко сформулировать, для кого конкретно они выполняют работу и кто является спонсором, заказчиком и исполнителем. А ведь на самом деле подход к клиенту, который воспитывается у сотрудников юридических фирм, не должен отличаться от подхода корпоративных юристов. Каждый корпоративный юрист должен знать своего клиента в лицо и обязан немедленно реагировать на его запросы. Любой звонок клиента должен быть быстро обработан и по нему должна быть оказана оперативная помощь. Важны даже такие мелочи, как культура отправки факсов, ответа на телефонные звонки, написания меморандумов. Но, к сожалению, в российских компаниях на эти формальности часто не обращают внимания. И напрасно. Ведь без уважения к клиенту (которое проявляется и в мелочах) невозможно создать высокопрофессиональную культуру всего юридического департамента. И если клиент не спит ночью из-за важного проекта, его юрист должен работать и оказать необходимую помощь и ночью. 7. Качество важнее количества Проектный подход и функциональная специализация предъявляют более жесткие требования к качеству и профессиональной подготовке юристов. При этом стоит помнить, что такие юристы принесут больше, чем их заработная плата или расходы, которые возникнут при привлечении внешних юристов. Помимо технических навыков (умения работать с документами, хорошего драфтинга, логики, знания иностранных языков), все они должны обладать рядом дополнительных качеств: а) уметь отстаивать в жестких условиях свое мнение (поскольку работа требует частых устных обсуждений), не бояться идти на конфликт, если этого требует дело;б) уметь руководить большой группой менеджеров с различными подходами к проекту;в) быть очень динамичными и возглавлять проект, а не "плестись в хвосте". При подборе таких юристов важно помнить, что они должны быть не столько хорошими исполнителями чужих решений, сколько умелыми организаторами, способными самостоятельно ставить перед собой задачи и реализовывать их. Поверьте, очень сложно найти кандидатов, которые обладали бы такими разносторонними профессиональными и личными качествами. Так, нам при создании юридического департамента в поисках новых сотрудников часто приходилось интервьюировать до двадцати кандидатов, прежде чем сделать предложение о работе. В этой связи я исключительно положительно оцениваю миграцию юристов из консалтинга в in house. Юридические фирмы формируют в своих сотрудниках хорошие технические навыки, высокую работоспособность, здоровый консерватизм и умение работать на проектной основе. Между тем выходцы из юридических фирм обычно недостаточно самостоятельны и креативны, они не умеют брать ответственность на себя. Эти навыки, однако, можно быстро развить. Во многих высокоспециализированных областях права (например, корпоративное или проектное финансирование) юристам из консалтинга нет равных. Важно отметить, что даже высококлассным юристам требуется постоянный тренинг в области своей специализации, потому что юридические знания в современных условиях имеют высокую степень "амортизации". Без постоянного их обновления корпоративные юристы со временем начнут проигрывать своим коллегам из консалтинга и усилия по созданию юридического департамента окажутся напрасными. И здесь все средства могут быть хороши. Например, можно попросить внешних юристов, работающих с вашей компанией, подготовить презентацию для сотрудников по интересующим темам. Можно также отправить сотрудника "на стажировку" к конкретному эксперту в определенной области права. Подобных вариантов формального и неформального тренинга очень много. В заключение хотелось бы отметить, что многие из этих принципов (централизации, обмена знаниями, демократичности, принципы работы с клиентом) заимствованы из практики юридических фирм, где административных барьеров по определению меньше, чем обычно можно встретить в российских компаниях. Их использование позволяет создать в юридическом департаменте российской компании аналог "внутренней юридической фирмы" и повысить качество услуг. Помимо организационных и идеологических принципов построения успешного юридического департамента, о которых коротко рассказано выше, существует множество других методов совершенствования работы юристов в российских компаниях, в том числе создание системы материальной и моральной мотивации, выстраивание сбалансированных отношений с внешними юридическими советниками и прочее. ПОСМОТРЕТЬ БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР "АЛГЕБРА И ГАРМОНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ КОМПАНИИ">>> Заняться юридическими услугами
Содержание статьи С чего начать юридический бизнес? Как правильно оформить компанию? Какими юридическими услугами заниматься? Все эти вопросы интересуют вас в первую очередь, если вы решили войти в юридический бизнес. Попробуем разобраться в деталях. Виды деятельностиЮридические фирмы бывают разные, некоторые специализируются на одном или нескольких видах деятельности, крупные компании предоставляют все возможные юридические услуги. Чем более масштабным вы планируете делать свой бизнес, тем больше услуг нужно предоставлять. Тут появляется сразу несколько выгод: со стороны ваша компания будет выглядеть более солидно и статусно;вы сможете привлечь как можно больше клиентов;прибыль будет намного выше, чем у мелких юридических фирм. Разовые юридические услугиФизические лица и компании могут обратиться за такими юридическими услугами: Юридическое сопровождение фирмЭтот вид деятельности одинаково выгоден как самим юридическим фирмам, так и компаниям-заказчикам. Первые имеют постоянных долгосрочных клиентов и, следовательно, стабильный доход от них;вторые облегчают себе ведение всех юридических сторон своей основной деятельности. Юридический аутсорсинг затрагивает финансово-хозяйственную и другую деятельность бизнеса. В стремлении снизить свои затраты и избавить себя от необходимости нанимать штатных юристов, многие компании обращаются именно к юридическому аутсорсингу, получая непрерывную юридическую помощь. Как открыть юридическую фирмуРегистрация бизнесаОказание юридических услуг как бизнес нужно оформлять в форме общества с ограниченной ответственностью. Юридические конторы именно с таким статусом чаще всего бывают самыми прибыльными. Остальные организационно-правовые формы предприятия тоже подойдут, кроме ИП. Индивидуальные предприниматели в первую очередь ассоциируются с мелким бизнесом, а людям, которые обратились за юридической помощью, важна масштабность компании. Тогда и доверия к ней появляется больше. Да и если вы собираетесь, помимо физических лиц, работать еще и с компаниями (осуществлять юридическое сопровождение), то точно стоит выбирать именно форму ООО. Это значительно упростит ваше сотрудничество. Следующий момент – это составление бизнес-плана. Этот документ также является необходимым для успешного прохождения процедуры регистрации. Касательно налогообложения, то наиболее оптимальным вариантом для юридической конторы будет упрощенная система налогообложения с 15-процентной ставкой. Если у вас будет много персонала и большой офис с серьезной арендной платой, то такой вариант налогообложения будет самым выгодным. ОфисДля создания хорошей репутации фирмы лучше всего арендовать помещение под офис в центре города. Клиенты должны быстро находить вашу компанию по адресу, поэтому старайтесь не «прятаться» в закоулках и дворах. Если арендуете офис в одном из бизнес-центров вашего города – это станет отличным решением. Наличие удобной парковки рядом с офисом обрадует ваших клиентов на автомобиле. Внутреннее оформление офиса должно строиться на принципах строгости и серьезности. Такой интерьер вызовет у клиентов ощущение того, что здесь работают квалифицированные специалисты и компания серьезно относиться к своему делу. Офис не должен состоять из одной большой комнаты. Во-первых, нужна комната ожидания, где клиенты будут дожидаться своей очереди на прием к специалисту, если произойдет какая-то задержка. Во-вторых, не каждый клиент захочет рассказывать во всеуслышание свои юридические проблемы. Необходимо соблюдать конфиденциальность, поэтому нужно оборудовать как минимум пару отдельных комнат для переговоров. Основное, самое большое помещение всё равно должно иметь хотя бы небольшие перегородки, отделяющие рабочие места специалистов друг от друга. ПерсоналЕсли вы планируете открывать крупную организацию с предоставлением полного перечня услуг, то лучше нанимать отдельных сотрудников на каждый вид деятельности. То есть, кто-то у вас будет заниматься земельным правом, только семейным, кто-то работать с юридическим аутсорсингом и т.д. Все специалисты обязательно должны иметь высшее юридическое образование и лицензию, если требуется (например, на адвокатскую деятельность). В самом начале деятельности, когда вы только начинаете раскручиваться, и пока нет возможности нанять большой штат сотрудников, можно привлекать для практики и стажировки толковых студентов из вузов вашего города. Естественно, они не будут самостоятельно заниматься юридическими вопросами, а только лишь помогать квалифицированным специалистам. Тем не менее, это может немного помочь компании в разрешении проблемы персонала на первых этапах работы. Серьезно отнеситесь к найму людей, которые будут заниматься оформлением и учетом документации внутри компании. Юридическая деятельность требует довольно внушительной работы по этому направлению, и каждая ошибка может привести к очень неприятным последствиям. Поиск клиентовНе ждите, что сразу же в день открытия к вам повалят клиенты. Чтобы их привлечь, нужно будет еще постараться. Юридический бизнес относится к тем, которым требуется определенное время для завоевания доверия со стороны клиентов. В самом начале вы можете осуществлять следующие мероприятия по привлечению целевой аудитории: 1) размещение рекламы в интернете; 2) создание своего сайта и оптимизация его под ключевые запросы потенциальных клиентов; 3) бесплатные онлайн-сервисы юридической помощи (ваши специалисты участвуют в таких сервисах, предоставляя свои контактные данные для дальнейшего сотрудничества); 4) участие в проведении рабочих встреч руководителей компаний (для привлечения компаний-клиентов для юридического сопровождения бизнеса); 5) сегментированная рассылка коммерческих предложений; 6) осуществление «холодных» звонков. Заняться юридическими услугамиЮридический бизнес. Как открыть юридическую фирму.
Для стабильной работы юридической фирмы управляющий должен быть в первую очередь успешным коммерсантом, а юристом может и не быть. Управляющий должен уметь привлечь клиентов и подобрать квалифицированный персонал юристов. Организации, осуществляющие деятельность по оказанию юридических услуг имеют право на применение упрощенной системы налогообложения (УСН). Напомню, при такой системе налогообложения могут быть две ставки: - 6 %, если объектом налогообложения являются доходы, - 15 %, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Большинство юридических фирм в нашей стране специализируется на предоставлении услуг по регистрации, перерегистрации и ликвидации юридических лиц. Объясняется это не только тем, что это одна из самых востребованных услуг, но также и низким порогов входа на рынок. Эта работа не требует юридической квалификации и соответственно расходы на персонал минимальны. Для работы такой фирмы достаточно двух человек, даже не имеющих высшего образования. Но этот вид деятельности становится все менее рентабельным из-за бешеной конкуренции и демпинга крупными игроками вроде «Регистратора». Узкая специализация дает некоторые преимущества, но и накладывает серьезные ограничения. На мой взгляд, более грамотный юридический бизнес должен строиться на широком перечне услуг, где регистрация фирм была бы лишь одним из видов услуг. Наиболее интересная в плане доходов сфера деятельности – b2b (Business to Business) – обслуживание юридических лиц. Здесь конкуренция уже ниже, особенно, в сфере малого бизнеса. Крупный бизнес предпочитает пользоваться услугами зарубежных консалтинговых компаний. Поэтому прежде чем открыть юридическую фирму, надо иметь план на перспективу, определиться со стратегией. Если ориентироваться на рост и расширение перечня юридических услуг, то для этого уже требуются квалифицированные юристы. Многие фирмы по регистрации юридических лиц осознали, что достигли потолка в рамках узкой специализации и расширяют перечень услуг. Это реализовать легче, чем стартовать с нуля, сразу предлагая широкий перечень юридических услуг, что требует значительных вложений Юристу в этом плане проще. Он имеет возможность начать юридический бизнес с нуля и без вложений. Как я и сделал с партнерами, наработав клиентскую базу, параллельно работая по найму, а уже потом открыли официальный кабинет и зарегистрировали компанию. Но я начинал с оказания услуг только для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. И только после официального открытия стал ориентироваться на юридических лиц. Какие расходы требуются для старта? Раскрою цифры по своей конторе, хотя это далеко не показатель. Первоначальные расходы были следующие (цены в Москве): Зарегистрированное ООО уже было, поэтому расходов по этой статье не было. А так регистрация ООО обойдется в среднем 20-30 тысяч рублей, из них 10 000 - 15 000 рублей стоит юридический адрес. Если регистрировать самому, можно сэкономить около 10 000 рублей. Мебель и оргтехника – 50-60 тысяч рублей. Аренда и ремонт – 60 тысяч рублей. Прочие расходы (телефон, Интернет, ПО) – 30-40 тысяч рублей. В нашем случае юристов нанимать не было необходимости, поскольку сами специалисты. А так следует рассчитывать, что минимальный уровень зарплаты юриста в Москве 30-40 тысяч рублей (уровень квалификации – отдельный вопрос). Еще нужен секретарь, но первые пару месяцев мы не заморачивались. А потом наняли человека, который работал на дому: принимал звонки и вел запись на прием. Когда находились в конторе, иногда переключали телефон на себя и сами принимали звонки. Технически организовать это просто. Можно, конечно, арендовать профессиональный call-центр, но это нужно когда действительно шквал звонков, а так самостоятельно организованный виртуальный секретарь по качеству не уступает, если все сделать грамотно. Цена вопроса – 7 000 рублей в месяц. Услуги Call-центра – 11 000 рублей единовременно и 9 000 рублей ежемесячно, т.е. все равно в два-три раза дешевле, чем нанимать секретаря в офис и организовывать рабочее место. Про бухгалтера и говорить не стоит – однозначно аутсорсинг (приходящий бухгалтер). У нас упрощенная система налогообложения и соответственно несложный учет. Услуги стоят 2500-5000 рублей в квартал в зависимости от объема работы. Всего на старте в первый месяц израсходовали около 200 тысяч рублей. На точку безубыточности вышли на втором месяце, но это благодаря уже имеющейся базе клиентов и текущим заказам. Следует иметь ввиду, что мы применили не классическую схему организации фирмы, что позволяет нам значительно сократить расходы, о чем пойдет речь ниже. Поэтому при расчете обычного бизнес-плана указанные цифры необходимо умножить в три раза, а когда предприятие выйдет на окупаемость зависит от искусства менеджера. Реализованная нами схема работы следующая. Первоначально заказы исполняли полностью сами. Со временем расширили перечень услуг за счет партнерской сети. Это адвокат по уголовным делам, риелтор, аудитор, регистратор и другие. Сложнее всего найти добросовестного спеца, который качественно обслуживает клиентов, иначе может пострадать ваша репутация. А договориться о партнерстве можно всегда, поскольку это взаимовыгодное сотрудничество. Разумеется, это один возможных вариантов реализации исполнения заказов. Я лишь описываю свой личный опыт и свой путь организации конторы. Такой вариант организации дает следующие преимущества: - минимальные издержки (аренда, зарплата и т.д.); - высокое качество услуг, контроль над которым не требуется, поскольку каждый партнер заботится о своей репутации; - доходы пропорциональны расходам, устойчивость к сезонному затишью; - мобильность и гибкость в выборе помещения. Главное преимущество такого подхода в том, что устанавливается наилучшее соотношение цена/качество услуги. Классический же вариант работы юридической фирмы предполагает аренду солидного помещения и штат юристов с помощниками. В таком варианте вижу серьезные минусы: - значительные затраты на аренду (в Москве особенно актуально); - более жесткие условия в выборе помещения; - постоянные высокие издержки на зарплату, вне зависимости от сезонности; - остальные издержки тоже значительно вырастают (организация и обслуживание рабочих мест, более сложная бухгалтерия, - подобрать персонал сложнее, чем партнера, поскольку наемный работник это темная лошадка, а частный специалист или фирма имеет наработанную репутацию. Кроме того, сменить работника сложнее, чем партнера; - меньше стабильности в работе из-за текучки кадров; - качество услуг хуже, штатные юристы не заботятся о репутации; - затраты времени и усилий на контроль исполнения и на работу с персоналом. К такому варианту мы все равно придем со временем. Но чтобы сохранить уровень качества при таких издержках, необходимо будет значительно повысить цены, а значит вступить в более жесткую конкуренцию. Либо необходимо огромное количество заказов, что позволит за счет уменьшения маржинальности сохранить уровень цены/качества. Источники: | |
Просмотров: 350 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | ||
---|---|---|
|
Вход на сайт |
---|
Поиск |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |