Главная » Статьи » Услуги юристов |
Учет юридических услугСтоимость оказанных юридических услуг, а также суммы возмещаемых юридической компании затрат признаются расходом по обычным видам деятельности (если услуги относятся к правовой поддержке деятельности организации, например разработка типовых договоров) либо включаются в состав прочих расходов (если стоимость услуг относится к судебным издержкам и т.п.) (п. п. 4, 5, 11, 16, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации"ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Сумма возмещаемых расходов определяется на основании представленных юридической компанией первичных документов (в данном случае - железнодорожных билетов, счета гостиницы и выписки из локального нормативного акта юридической компании, устанавливающего размер суточных). Стоимость оказанных юридических услуг, а также суммы возмещаемых юридической компании затрат отражаются организацией по дебету счета учета затрат (например, 26 "Общехозяйственные расходы"или 91 "Прочие доходы и расходы, субсчет 91-2 "Прочие расходы") в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с юридической компанией (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Учет юридических услугЮридические услуги оказывают специализированные организации, как правило, на основании договоров возмездного оказания услуг. Договоры возмездного оказания услуг регулируются положениями о подряде (ст.ст.702 - 729 ГК РФ). Договор считается заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. В договоре на оказание юридических услуг следует указать, какие именно услуги являются предметом договора и должны быть оказаны, размер, сроки и порядок оплаты услуг, а также ответственность сторон в случае нарушения договора. В момент оказания услуги исполнитель составляет акт об оказании услуги, предусмотренной договором. Унифицированной формы акта приемки - передачи услуг не предусмотрено, поэтому организация, оказывающая услуги, вправе самостоятельно разработать форму документа. При этом форма акта должна отвечать всем требованиям к первичным документам, предъявляемым п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.03.2002) "О бухгалтерском учете". Нотариальные действия и услуги совершаются государственными и частными нотариусами в соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1). Стоимость юридических услуг относится на расходы организации Учет затрат на оплату услуг юридических фирм и нотариусов ведется в соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Стоимость юридических и нотариальных услуг относится к расходам по обычным видам деятельности, если они непосредственно связаны с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг (п.5 ПБУ 10/99). Расходы по оплате услуг относятся на счета учета затрат (25 "Общепроизводственные расходы", 44 "Расходы на продажу" и др.). Пример 1. Торговое предприятие оплатило услуги, оказанные юридической фирмой. Стоимость услуг по договору 12 000 руб. (в том числе НДС 20% - 2000 руб.). Операция отражается в бухгалтерском учете записями: Д-т сч. 44 "Расходы на продажу", К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 10 000 руб. стоимость юридических услуг отражена в составе расходов на продажу; Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 2000 руб. отражена сумма НДС по юридическим услугам; Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", К-т сч. 51 "Расчетные счета" 12 000 руб. оплачена стоимость юридических услуг. НДС на стоимость юридических услуг принимается к вычету после принятия услуг к учету при наличии счетов - фактур и документов, подтверждающих факт оплаты (п.1 ст.172 НК РФ): Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. 3 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" 2000 руб. НДС принят к вычету; Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. 2 "Себестоимость продаж", К-т сч. 44 "Расходы на продажу" 10 000 руб. списаны расходы. Затраты на оплату услуг юридических фирм и нотариусов отражаются в составе операционных расходов, если они связаны: - с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; - с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; - с участием в уставных капиталах других организаций; - с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции. Иногда потребность в юридических услугах возникает у организации из-за чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.). Расходы на юридические и нотариальные услуги отражаются в этом случае в составе чрезвычайных расходов (п.13 ПБУ 10/99). Пример 2. На производственном предприятии произошла авария. Для урегулирования правовых последствий аварии была привлечена юридическая фирма. Стоимость услуг составила 60 000 руб. (в том числе НДС 20% - 10 000 руб.). Бухгалтерия предприятия отражает операции записями: Д-т сч. 99 "Прибыли и убытки", К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 50 000 руб. стоимость юридических услуг отражена в составе чрезвычайных расходов; Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 10 000 руб. отражена сумма НДС по юридическим услугам; Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", К-т сч. 51 "Расчетные счета" 60 000 руб. оплачена стоимость юридических услуг. Сумма НДС не может быть принята к вычету, поскольку расходы на услуги связаны с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, а не с производственной деятельностью предприятия: Д-т сч. 99 "Прибыли и убытки", К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" 10 000 руб. сумма НДС включена в состав чрезвычайных расходов. Согласно п.1 ст.252 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить полученные им доходы на сумму понесенных расходов. Расходами для целей налогового учета признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы на оплату юридических и информационных услуг в соответствии с пп.14 п.1 ст.264 НК РФ для целей налогового учета относятся к прочим расходам. Эти расходы принимаются к вычету при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Согласно пп.16 п.1 ст.264 НК РФ плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление также относится к прочим расходам. Суммы, выплаченные нотариусу, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, но только в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке. Платежи сверх тарифов не учитываются в целях налогообложения (п.39 ст. 270 НК РФ). Расходы на юридические услуги включаются в стоимость активов Основные средства, нематериальные активы, материально - производственные запасы принимаются к учету в сумме фактических затрат по их приобретению (п.8 ПБУ 6/01, п.6 ПБУ 14/2000, п.6 ПБУ 5/01). В состав фактических затрат на приобретение включается оплата консультационных и информационных услуг (в том числе юридических и нотариальных), если эти услуги непосредственно связаны с приобретением указанных активов. Пример 3. Коммерческая организация приобретает объект основных средств (ОС), стоимость которого 300 000 руб. (в том числе НДС 20% - 50 000 руб.). Для проверки законности совершаемой сделки организация обращается к юридической фирме. Стоимость услуг юридической фирмы составляет 24 000 руб. (в том числе НДС 20% - 4000 руб.). Операции отражаются в бухгалтерском учете записями: Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсч. 4 "Приобретение объектов основных средств", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 250 000 руб. отражена стоимость приобретенного объекта ОС; Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 50 000 руб. отражена сумма НДС по приобретенному объекту ОС; Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсч. 4 "Приобретение объектов основных средств", К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 20 000 руб. стоимость юридических услуг отнесена на стоимость ОС; Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 4000 руб. отражена сумма НДС по юридическим услугам; Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", К-т сч. 51 "Расчетные счета" 300 000 руб. оплачено поставщику ОС; Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", К-т сч. 51 "Расчетные счета" 24 000 руб. оплачена стоимость юридических услуг; Д-т сч. 01 "Основные средства", К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсч. 4 "Приобретение объектов основных средств" 270 000 руб. (250 000 руб. + 20 000 руб.) объект ОС введен в эксплуатацию; Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. 3 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" 54 000 руб. (50 000 руб. + 4000 руб.) НДС принят к вычету. Суммы НДС по приобретенному объекту основных средств и юридическим услугам принимаются к вычету после принятия объекта к учету при наличии счетов - фактур и документов, подтверждающих факт оплаты (п.1 ст.172 НК РФ). Подписано в печать А.В.Ройбу 12.09.2002 Аудитор ЗАО "Критерий Аудит" "Бухгалтерский учет", 2002, N 19 Учет юридических услугНе секрет, что объектами пристального внимания представителей налоговых служб становятся оказываемые налогоплательщикам услуги –консультационные, маркетинговые, юридические. Именно они, по мнению налоговых служб, являются «слабым звеном», в отношении которого можно с легкостью доказать несоответствие предъявляемым требованиям кодекса, в основном для включения в число расходов по налогу на прибыль и в вычет по НДС. Юридические услуги относят к другим расходам, которые связаны с производством и реализацией. Налоговым законодательством не предъявляются никакие специальные требования к таким расходам, поэтому, для уменьшения налоговой базы относительно налога на прибыль юридическим услугам необходимо соответствовать общим стандартам налоговых расходов, а именно являться документально подтвержденными и обоснованными, при этом под обоснованностью в НК РФ подразумевается экономическая целесообразность расходов. Наряду с тем, различное понимание норм закона налогоплательщиками и госорганами, которое стало традиционной проблемой нынешней России, является причиной многочисленных разногласий и судебных споров –в случае юридических услуг претензии предъявляют как к недостаточности их документального оформления, так и к их экономической нецелесообразности. Анализируя доводы, которые используются в обосновании своей позиции в процессе рассмотрения налоговых споров в суде контролирующими органами, можно составить общие требования, предъявляемые ИФНС к юридическим услугам:
Сегодня среди бухгалтерских услуг для облегчения существования юридических фирм предлагаются услуги по ведению бухгалтерского учета юридических услуг. Учет юридических услугНе секрет, что при проверках объектом пристального внимания сотрудников налоговых органов становятся оказанные налогоплательщикам услуги –консультационные, маркетинговые, юридические. Именно они, по мнению налоговиков, являются «слабым звеном», в отношении которого легко доказать несоответствие предъявляемым НК РФ требованиям, главным образом для включения в состав расходов по налогу на прибыль и в вычет по НДС. Судебная практика по данному вопросу до сих пор была достаточно противоречивой, но 18 марта 2008 года Президиум ВАСпринял Постановление № 14616/07, в котором сформулировал неожиданный и приятный для налогоплательщиков подход к оценке правомерности включения в расходы юридических услуг. Но обо всем по порядку. Какие расходы на юридические услуги налоговые органы считают экономически обоснованными Юридические услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ ). Налоговое законодательство не предъявляет никаких специальных требований к таким расходам, следовательно, для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль юридические услуги должны соответствовать общим критериям налоговых расходов –то есть быть документально подтвержденными и обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ ), причем под обоснованностью в НК РФ понимается экономическая целесообразность расходов. Вместе с тем, разное понимание норм закона со стороны налогоплательщиков и госорганов, ставшее традиционной проблемой современной России, приводит к многочисленным разногласиям и судебным спорам –в случае с юридическими услугами претензии предъявляются как к их недостаточному документальному оформлению, так и (главным образом) к их экономической нецелесообразности. Анализируя доводы, которые используют в обоснование своей позиции при рассмотрении налоговых споров в суде контролирующие органы, можно сформулировать общие требования, которые предъявляет ИФНС к юридическим услугам: –документальное оформление услуг должно быть очень подробным, стороны, составляя акты об оказании услуг, не вправе ограничиться формулировкой «юридические услуги по договору оказаны в полном объеме и с надлежащим качеством», но должны подробно указать, какие именно и в каком объеме услуги были оказаны, а также привести расчет цены услуг; –понесенные расходы на юридические услуги должны привести к положительному экономическому результату –увеличению дохода налогоплательщика; –у налогоплательщика в штате не должно быть сотрудников, в должностные обязанности которых входило бы осуществление тех же функций и юридических действий, на выполнение которых заключается договор об оказании юридических услуг (см. письма Минфина России от 08.10.2003 № 04-02-05/3/78 , от 06.12.2006 № 03-03-04/2/257, УФНС по г. Москве от 07.12.2004 № 26-12/78777 ); –цена на юридические услуги должна соответствовать рыночному уровню цен на аналогичные услуги в данном регионе; –наконец, получение юридических услуг не должно иметь своей целью минимизацию налога на прибыль (получение необоснованной налоговой выгоды). Есть много положительных для налогоплательщиков решений[1] по вопросу включения юридических услуг в налоговые расходы, но при рассмотрении споров суды довольно часто соглашаются и с аргументами представителей ИФНС. В качестве печальных примеров можно привести следующие судебные акты. Постановление ФАС ПО от 13.09.2006 № А12-31539/05-С42 Суд рассмотрел вопрос о правомерности включения в состав расходов оказанных налогоплательщику юридических услуг в ситуации, когда в штате налогоплательщика имеется юридический отдел. Налогоплательщику было отказано в налоговом учете этих расходов по следующим основаниям: юридический отдел в составе 10 сотрудников выполнял (в соответствии с должностными инструкциями) те же функции, которые по договору об оказании услуг были возложены на стороннюю организацию. Суд учел, что в соответствии с принятым организацией положением об отделе главного юриста специалисты отдела должны иметь высшее профессиональное образование, что подразумевает высокую квалификацию и профессионализм. Не в пользу налогоплательщика суд оценил и то обстоятельство, что в проверяемом периоде организация получила убыток –суд посчитал, что организация в этой ситуации не могла расценивать спорные расходы как направленные на получение дохода. В результате расходы общества, понесенные по договорам на оказание юридических услуг, были признаны необоснованными, экономически неоправданными и были исключены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Постановление ФАС ЗСО от 24.09.2007 № Ф04-6462/2007(38372-А27-15) Суд, признавая, что наличие в штате организации юристов, обеспечивающих правовое сопровождение деятельности, не исключает возможность привлечения сторонней организации для оказания юридических услуг, указал, что для подтверждения обоснованности затрат на оплату оказанных услуг налогоплательщик должен доказать невозможность решения юридических проблем без привлечения специалистов со стороны. В рассматриваемом случае общество заключило договор на оказание консультационных юридических услуг и представительство в апелляционной и кассационной инстанциях арбитражного суда по делу о неосновательном обогащении и взыскании процентов. Причем организация самостоятельно, до заключения указанного договора, успешно защитила свои интересы в суде первой инстанции –это ее и подвело. Суд посчитал, что раз налогоплательщик смог однажды отстоять свои интересы, он сможет и дальше силами лишь своего юридического отдела продолжать участвовать в процессе (несмотря на отчет о занятости сотрудников, который в качестве доказательства обоснованности получения услуг общество представило в суд). Отказывая организации в учете расходов на юридические услуги при расчете базы по налогу на прибыль, суд указал, что привлечение сторонней организации не было необходимым, а налогоплательщик не доказал обоснованность и целесообразность понесенных затрат. Постановление ФАС ПО от 17.05.2007 № А12-16837/06-С36[2] Налогоплательщик обязан обосновать экономическую целесообразность своих расходов, документально их подтвердить и доказать их связь с деятельностью, направленной на получение дохода. По мнению суда, в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ заявителю необходимо доказать, что осуществление затрат на юридические услуги в конкретной ситуации необходимо по экономическим, юридическим, экологическим, социальным или иным основаниям, либо связано с получением дохода (или возможностью его получения), либо обусловлено особенностями его деятельности. При этом налогоплательщик вправе приводить любые доказательства обоснованности (разумности, целесообразности, необходимости) конкретных расходов. В подтверждение произведенных расходов общество представило договор на оказание юридических услуг, акты об оказании услуг. Суд посчитал, что из представленных документов не представляется возможным установить, какие конкретно виды услуг фактически оказаны, поэтому произведенные расходы на оплату консультационных услуг документально не подтверждены. В представленных документах содержатся лишь ссылки на перечень услуг без ссылки на документы, доказывающие фактическое выполнение. Общество, по мнению суда, не обосновало необходимость осуществления расходов, не доказало наличия связи между оказанными ему юридическими и консультационными услугами и своей производственной деятельностью;не представило внутренние документы, подтверждающие использование этих услуг и положительный эффект, полученный от их использования для торговли, производства и финансово-экономической сферы организации. Учитывая изложенное, вывод налогового органа о неправомерном отнесении налогоплательщиком на расходы по налогу на прибыль организаций стоимости оказанных юридических услуг является правильным и обоснованным. Постановление ФАС СЗО от 14.09.2007 № А05-1642/2007[3] В договорах на оказание юридических услуг стороны достаточно подробно описали перечень и объем услуг (консультационные услуги по основной производственной деятельности общества и по вопросам российского законодательства, предоставление письменных и устных консультаций, подготовка документов и заключений по правовым вопросам, представительство в организациях, государственных учреждениях). Однако суд посчитал, что представленные акты приемки консультационных услуг и отчеты к ним содержат только обобщенные сведения, не позволяющие установить объем, стоимость этих услуг, цель их оказания, а также не дающие подтверждения их использования в производственной деятельности. Разъясняя принцип экономической целесообразности расходов, суд указал, что привлечение сторонних организаций для оказания юридических услуг считается экономически оправданным лишь в том случае, если приводит к реальному сокращению издержек производства или увеличению прибыли. Поскольку налогоплательщик не сумел доказать связь полученных услуг с производственной деятельностью и положительный эффект от их использования, а также из-за недостатков в документальном оформлении, расходы общества на юридические услуги были исключены из расчета базы по налогу на прибыль. Проанализировав сложившуюся арбитражную практику, можно сделать вывод, что включение в налоговые расходы юридических услуг сторонних организаций является для налогоплательщиков достаточно рискованным мероприятием –такие расходы при проверке обязательно станут объектом пристального внимания сотрудников ИФНС, и при рассмотрении дела в суде придется доказывать их соответствие требованиям ст. 252 НК РФ. Исход же такого судебного спора предсказать практически невозможно. Принятое 18.03.2008 Президиумом ВАС Постановление № 14616/07 коренным образом меняет подход и принципы, которыми должны теперь руководствоваться суды при рассмотрении налоговых споров. Проанализируем его подробно. Как все начиналось ВАС пересмотрел в порядке надзора Постановление ФАС УО от 14.08.2007 № Ф09-6372/07-С3. в котором налогоплательщику было отказано в признании для налога на прибыль расходов по договорам об оказании юридических услуг на сумму 16 191 383 руб. Указанные договоры были заключены обществом со сторонними лицами для представления его интересов в суде по делу о взыскании с общества в порядке субсидиарной ответственности 98 818 383 руб. Эти расходы судом были признаны экономически не оправданными и не соответствующими критериям ст. 252 НК РФ. По мнению судей, налогоплательщик не сумел доказать разумность расходов, необходимость их осуществления (в штате организации есть 4 юриста с аналогичными должностными обязанностями), а также не сумел обосновать значительную цену полученных юридических услуг. В обоснование своей позиции арбитры сослались также на ст. 40 НК РФ. указав, что ее требований налогоплательщики должны придерживаться при определении экономической оправданности затрат, и на п. 20 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 82. в котором указано, что доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов. Доводы, которые легли в основу судебного решения, как видно из анализа вышеприведенной арбитражной практики, являются достаточно стандартными и сложными для оспаривания –ведь речь идет о субъективных, оценочных категориях целесообразности и обоснованности. Упорство общества и уверенность его в своей правоте (ведь ему было отказано в признании решения ИФНС незаконным первой, апелляционной и кассационной инстанциями арбитражного суда) в рассматриваемом случае привели к неожиданному и от этого еще более приятному для всех налогоплательщиков результату –Постановление № 14616/07 отменило все ранее состоявшиеся судебные акты и признало обжалуемое решение ИФНС недействительным. Что решил Президиум ВАС Рассматривая налоговый спор, ВАС сделал следующие важные выводы: 1. Расходы, связанные с необходимостью осуществления организацией ее деятельности, исходя из действующего налогового законодательства предполагают признание их экономически оправданными (обоснованными). НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиком расходы с позиции их экономической целесообразности. Судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией. Примененный ВАС подход основан на нормах НК РФ и не нов, однако на фоне сложившейся в последние годы тенденции принятия при малейшей возможности решений в пользу ИФНС является практически революционным. В соответствии с предложенной позицией только налогоплательщик может решать, нужно ли ему производить те или иные расходы, связанные с необходимостью осуществления деятельности. Конечно, найдутся и недобросовестные налогоплательщики, которые захотят использовать договоры на оказание юридических услуг как средство незаконной налоговой оптимизации, но, во-первых, для таких случаев у ИФНС есть возможность попытаться доказать необоснованность получения налоговой выгоды, а во-вторых, по мнению автора, лучше пусть некоторым удастся смошенничать, если при этом остальные –добросовестные –вздохнут свободно. И не придется объяснять во всех судебных инстанциях, что штатные юристы заняты другой работой, или не имеют соответствующей специализации, или находятся в длительной командировке или на больничном. Случаи же, когда представители ИФНС доказывают в суде именно недобросовестность налогоплательщиков и судьи соглашаются с тем, что юридические услуги учтены в составе расходов только с целью уменьшения налогов, не так уж и редки. Например, в Постановлении ФАС МО от 16.07.2007 № КА-А40/5768-07-2 организации было отказано во включении в состав расходов юридических услуг, которые были оказаны ей исполнителем и его недобросовестными (не сдающими отчетность и не уплачивающими налогов) субпоставщиками, при этом цена услуг составляла 19,5 млн. руб. а расчеты по оплате услуг всей цепочке поставщиков были проведены в одном банке в один день. 2. Налоговая инспекция не вправе проверять правильность формирования цен по договорам на оказание юридических услуг и ставить эти цены под сомнение при отсутствии установленных ст. 40 НК РФ оснований для контроля за правильностью применения цен по сделкам (сделки между взаимозависимыми лицами, бартер, внешнеторговые сделки, резкие изменения цены). Для целей налогообложения должна приниматься цена, указанная сторонами сделки, предполагается, что она соответствует уровню рыночных цен . Отрадно, что пресечено стремление налоговых органов «подстричь всех под одну гребенку»–определить некую среднюю (и желательно маленькую) цену юридических услуг, и всем, кто не уложится в эти умозрительные рамки, доначислять налоги. В своем стремлении пополнить бюджет работники ИФНС (и даже суды!) шли на явное нарушение положений налогового законодательства –ведь нигде в НК РФ не сказано, что при определении экономической оправданности затрат следует придерживаться положений ст. 40 НК РФ[4]. Положения указанной статьи могут быть применены –а значит, и указанная цена по сделке «проверена»–только в строго оговоренных в ней случаях. Причем негативные последствия по основанию некорректного ценообразования в виде налоговых доначислений могут наступить только у той стороны, которая занизила цену реализации. 3. В соответствии со ст. 65 АПК РФ лица, участвующие в судебном процессе, должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований, при этом в случае с актами государственных органов обязанность доказывания обстоятельств, на основании которых принят акт, возлагается на соответствующий орган. На налогоплательщика, подтвердившего факт и размер произведенных расходов, не может быть возложено дополнительное бремя доказывания разумности указанных расходов . Этот вывод ВАС является одним из самых полезных для налогоплательщиков. В последнее время суды все чаще возлагают на них обязанность доказать свою невиновность в совершении налоговых правонарушений. Сложилась странная ситуация –налоговые органы, обвиняя налогоплательщика, вроде и должны иметь и представить в суд доказательства его вины. Но даже если таковых у ИФНС не оказывается, суд для принятия положительного решения требует от налогоплательщика полного опровержения (документального, фактического и т. д.) предъявленных ему обвинений. Теперь, когда ВАС четко определил, какие именно обстоятельства должен подтвердить налогоплательщик для случая отнесения в состав расходов затрат на консультационные услуги (только факт и размер расходов ), налогоплательщики будут избавлены от бесконечных дискуссий с инспекторами по поводу разумности, обоснованности, целесообразности, конкретного детального описания содержания полученных услуг. 4. Порядок отнесения к расходам в целях исчисления налога на прибыль оплаты юридических услуг установлен НК РФ и не связан с оценкой разумности таких расходов при их распределении в составе судебных издержек. Ошибаются и судьи кассационной инстанции –считая, что сформированный судебной практикой подход к возмещению судебных издержек стороны, в пользу которой принят судебный акт, может быть распространен на случаи учета налогоплательщиком в составе расходов по налогу на прибыль юридических услуг сторонних лиц. Еще раз ВАС указал, что в налоговых правоотношениях должны применяться (при их наличии) только нормы налогового законодательства. Использовать при разрешении налоговых споров подходы, сформированные в других областях правоприменительной практики, недопустимо. 5. Оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. поэтому подлежат отмене. Основание и формулировка, примененная ВАС при отмене судебных решений, –нарушение единообразия в применении норм права –делает Постановление № 14616/07 крайне полезным для всех налогоплательщиков. Конечно, утверждать, что до принятия этого акта судебная практика по юридическим услугам была одинаковой, вряд ли возможно. Однако теперь, после однозначного определения подхода, которым должны руководствоваться арбитражные суды по вопросу отнесения юридических услуг к налоговым расходам, судебные решения должны стать более единообразными –ведь суды у нас все-таки учитывают позицию ВАС при вынесении решений. К тому же недавно в целях обеспечения единообразия судебных подходов к разрешению споров Пленум ВАС принял Постановление от 14.02.2008 № 14. которым в российской судебной системе введен некий аналог прецедентного права. В этом документе определено, что в порядке надзора может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам судебный акт, основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена ВАС РФ в постановлении Пленума или Президиума, в том числе принятого по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора[5]. При обжаловании решения суда первой инстанции в апелляции или кассации, если после принятия такого решения ВАС сформулировал иную позицию к разрешению спорного вопроса, суд также должен учитывать позицию высших арбитров. [1] Например, постановления ФАС ВСО от 22.03.2007 № А33-13722/06-Ф02-1455/07, ФАС ЗСО от 25.04.2007 № Ф04-2459/2007(33640-А03-15) и от 05.02.2007 № Ф04-9351/2006(30550-А27-15), ФАС ПО от 29.11.2007 № А55-3597/07, от 27.04.2007 № А55-11750/06-3 и от 23.01.2007 № А12-19759/2005, ФАС МО от 20.04.2005 № КА-А40/2944-05, ФАС СЗО от 14.02.2007 № А66-16934/2005. [2] См. также Определение ВАС РФ от 09.08.2007 № 9549/07 «Об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ». [3] См. также Определение ВАС РФ от 10.01.2008 № 17534/07 «Об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ». [4] Позиция, примененная арбитражным судом в отмененном Постановлении ФАС УО от 14.08.2007 № Ф09-6372/07-С3. [5] Единственное ограничение пересмотра в порядке надзора решения, основанного на таком толковании норм закона, которое отличается от сформулированного позже ВАС подхода, –это утрата возможности обращения с заявлением о пересмотре в порядке надзора из-за пропуска срока на обращение (п. 3 ст. 292 АПК РФ), который составляет 3 месяца со дня принятия последнего из оспариваемых судебных актов. Срок подачи заявления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с таким заявлением, может быть восстановлен судьей ВАС при условии, если ходатайство подано не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта (п. 4 ст. 292 АПК РФ). Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции. Источники: | |
Просмотров: 332 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | ||
---|---|---|
|
Вход на сайт |
---|
Поиск |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |