Юристы и адвокаты онлайн

Каталог статей

Главная » Статьи » Услуги юристов

Ответственность за ненадлежащую рекламу юридических услуг

Ответственность за ненадлежащую рекламу юридических услуг

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

2. Ненадлежащая реклама, или отказ от контррекламы, или непредоставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа (его территориального органа) влекут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе налагать штрафы на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Сумма штрафа, уплаченная рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем в соответствии с настоящим Федеральным законом, зачисляется в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

40 процентов - в федеральный бюджет;

60 процентов - в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.

Взыскание штрафа производится в судебном порядке, если уплата штрафа не произведена добровольно.

Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы.

4. Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа), если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.

Комментарий к статье 31

Как следует из комментируемой статьи, к ответственности за нарушение законодательства о рекламе могут быть привлечены только юридические или физические лица - индивидуальные предприниматели, которые являются рекламодателями, рекламопроизводителями или рекламораспространителями, и только за действия, указанные в статье 30 Закона "О рекламе". Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о рекламе не предусмотрена. Она не предусмотрена не только Законом "О рекламе", но и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Этим Кодексом не предусмотрена также ответственность юридических лиц за любые административные правонарушения и ответственность физических лиц за нарушение законодательства о рекламе. ". Хозяйствующие субъекты не являются субъектами правоотношений, регулируемых этим Кодексом. Перечень субъектов административной ответственности и понятие административного правонарушения содержится в главе 2 КоАП РСФСР. Этот перечень является исчерпывающим, а понятие административного правонарушения, как виновного деяния физического лица, расширительному толкованию не подлежит", - указано в Постановлении Президиума Московского городского Суда от 23 августа 1995 г. по делу N 44г-423. В связи с этим их административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе наступает только по Закону "О рекламе".

Следует отметить, что административная ответственность за нарушение правил распространения рекламы предусмотрена также статьей 60 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Однако только в Законе "О рекламе" указаны конкретные меры такой ответственности. При реализации пункта 1 комментируемой статьи следует руководствоваться нормами глав 25 и 59 и статьями 15, 151, 152 ГК РФ, а также статьей 12 Федерального закона от 26 января 1996 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации".

При применении пункта 2 комментируемой статьи следует иметь в виду, что административная ответственность в виде штрафа до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, применяется антимонопольными органами за сами нарушения, указанные в этом пункте, а не за невыполнение их предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе и решений об осуществлении контррекламы.

Что касается уголовной ответственности, предусмотренной частью второй пункта 2 комментируемой статьи, за ненадлежащую рекламу, совершенную повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, то такая уголовная ответственность не предусмотрена ни действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, ни Уголовным кодексом, действующим до него, и не только для юридических лиц, к которым применяются меры административной ответственности, но и по отношению к индивидуальным предпринимателям. Поэтому часть 2 пункта 2 статьи 31 Закона о рекламе в настоящее время не действует, хотя и не отменена. В действующем с 1 января 1997 г. УК РФ предусмотрена уголовная ответственность только за один вид ненадлежащей рекламы - заведомо ложной (статья 182 УК). К уголовной ответственности по этой статье могут быть привлечены индивидуальные предприниматели за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб. Профессор А. Яковлев, говоря о заведомо ложной рекламе, отмечает, что это уголовно наказуемый пример недобросовестной конкуренции, "то есть такая форма недобросовестной конкуренции, когда умышленно завышается подлинное качество товара или оказываемых услуг, приписываются или значительно завышаются их реальные достоинства, свойства и основные характеристики либо принижается фактическое качество товаров и услуг, предлагаемых конкурентами. Уголовная ответственность наступает в случае, когда этими действиями причиняется значительный ущерб". Понятие "значительный ущерб" относится к оценочным. Является ли ущерб значительным для потерпевшего в каждом отдельном случае, определяет суд с учетом всех обстоятельств дела. Понятие "заведомо ложная реклама" в УК РФ значительно шире, чем в статье 9 Закона "О рекламе". В качестве мер наказания за это преступление предусмотрены штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

"Российская газета", 1996, 5 октября.

Следует отметить, что за рубежом, например в Германии, уголовная ответственность установлена не только за заведомо ложную рекламу, но и за иные преступления в области рекламы.

По мнению некоторых работников антимонопольных органов, за правонарушения в области рекламы, например за недобросовестную или недостоверную рекламу, можно применять как нормы Закона "О рекламе", так и нормы Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". При этом отдельные из этих работников полагают, что за ненадлежащую рекламу, как одну из форм недобросовестной конкуренции, необходимо применять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством, так как эти меры в ряде случаев более суровы, чем те, которые предусмотрены Законом "О рекламе". Думается, что приведенные мнения необоснованны, так как из статьи 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". посвященной недобросовестной конкуренции, Федеральным законом от 25 мая 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" исключена ненадлежащая рекламная деятельность как форма недобросовестной конкуренции. Существующие в настоящее время меры уголовной и административной ответственности за правонарушения в области рекламы было бы целесообразным, по нашему мнению, дополнить такой мерой ответственности (она могла бы быть дополнительной к мерам уголовного наказания за заведомо ложную рекламу или применяться как мера административной ответственности), как запрет на рекламу в течение определенного срока.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 499.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 22, ст. 1977.

В отличие от Указа Президента Российской Федерации от 10 июля 1994 г. "О защите потребителей от недобросовестной рекламы", в котором Государственному комитету по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур было поручено определить порядок рассмотрения дел по фактам нарушения принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию при рекламе, Закон "О рекламе" обходит молчанием вопрос о порядке рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе. Однако такой порядок был утвержден Приказом Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 13 ноября 1995 г. N 147. Считаем целесообразным привести некоторые наиболее важные положения этого порядка.

Для рассмотрения каждого конкретного дела образуется комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Ход заседания комиссии фиксируется в протоколе, который подписывается председателем комиссии. В отсутствие сторон (их представителей) дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела. Неявка заинтересованных лиц не является препятствием к рассмотрению дела. Дело рассматривается по месту нахождения рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, совершившего нарушение. Это правило следовало бы, по нашему мнению, изменить, так как оно препятствует территориальным антимонопольным органам рассматривать дела о нарушении законодательства о рекламе, распространяемой центральными средствами массовой информации по всей территории России и потребляемой на местах. Важно, на наш взгляд, не только местонахождение рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, но и местонахождения потребителей рекламы. Рассмотрение дел о ненадлежащей рекламе территориальными антимонопольными органами тех регионов, в которых распространяется реклама центральными средствами массовой информации, образумило бы эти средства, привело бы к прекращению систематического нарушения ими законодательства о рекламе.

Решение принимается комиссией в отсутствие сторон и всех лиц, привлеченных к участию в деле.

Решение комиссии выносится немедленно по окончании разбирательства дела. По особо сложным делам составление решения может быть отложено на срок не более пяти дней, но резолютивную часть решения комиссия объявляет в том же заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Копия мотивированного решения направляется сторонам, заинтересованным лицам в трехдневный срок со дня его составления.

К Порядку рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе приложены образцы процессуальных документов.

В некоторых регионах дела о нарушениях законодательства о рекламе возбуждаются органами прокуратуры. При этом ссылаются на статью 22 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции Закона Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. В статье 22 указано, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении. Это право прокурора, по нашему мнению, не относится к правонарушениям в области рекламы, так как согласно статье 25 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" дело об административном правонарушении может быть возбуждено прокурором только в отношении должностного лица. Между тем действующим законодательством не установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о рекламе. Таким образом, в соответствии с изложенным выше и пунктом 2.1 "Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" дела о нарушениях рекламного законодательства рассматриваются только по заявлениям юридических и физических лиц, чьи права и законные интересы нарушены в связи с этим, а также по собственной инициативе Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальных управлений.

"Российская газета", 1995, 25 ноября.

На практике возникает и такой вопрос: следует ли применять по делам о нарушениях рекламного законодательства двухмесячный срок давности, предусмотренный статьей 38 КоАП РСФСР, по аналогии, учитывая, что в Законе "О рекламе" такой срок не установлен? Думается, что этого не следует делать, так как, в отличие от гражданского процессуального законодательства (статья 10 ГПК РСФСР), административное законодательство не предусматривает возможность его применения по аналогии.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ответственность за ненадлежащую рекламу юридических услуг

(Семеусов В.)

("Российская юстиция", N 4, 2000)

Текст документа

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

РЕКЛАМНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В. СЕМЕУСОВ

В. Семеусов, доктор юридических наук, профессор (г. Иркутск).

Развитие рынка рекламных услуг повлекло необходимость правового регулирования данной деятельности. Речь идет, прежде всего, о защите прав и интересов потребителей. Недобросовестная, неэтичная реклама может принести много вреда. Так, посмотрев очередной рекламный ролик о новом чудодейственном медицинском препарате, больной в надежде излечиться не только опустошает кошелек, но и нередко подвергает свою жизнь опасности.

Невероятно, но факт: рынок рекламных услуг в России функционировал какое-то время в юридическом вакууме, поскольку правовых установлений на сей счет не было.

После принятия Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе" рекламная деятельность признана предпринимательской. Правоотношения, связанные с ней, регулируются теперь специальным законодательством, которое следует считать частью хозяйственного, а нарушения его - хозяйственными правонарушениями.

Закон вводит понятие ненадлежащей рекламы, дается ее классификация. К таковой относится недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации. За нарушение законодательства о рекламе установлена гражданско - правовая, административная и уголовная ответственность. Начнем с последней. В ст. 31 Федерального закона от 18 июля 1995 г. записано: "Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации". Увы, до сих пор в УК РФ нет данного состава преступления. Стало быть, до сего времени не введена уголовная ответственность за ненадлежащую рекламу при определенных обстоятельствах.

Закон запрещает лживую рекламу под страхом уголовной ответственности. Но какое-то время соответствующей уголовно - правовой нормы не было. Теперь в ст. 182 УК фабула преступления, именуемого "заведомо ложной рекламой", изложена так: использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

Уголовное наказание за заведомо ложную рекламу наступает, если это деяние причинило по Закону от 18 июля 1995 г. "существенный", а по версии ст. 182 УК - "значительный" ущерб. Как это понимать? В законодательстве ответа нет.

Диспозиция ст. 182 УК такова, что неясен также и вопрос о конкретных субъектах уголовной ответственности. Ведь в рекламном деле участвуют рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель. Это, как правило, юридические лица. Но в российском уголовном праве действует принцип - юридическое лицо не может быть субъектом уголовной ответственности, ему нет места на скамье подсудимых.

Видимо, речь идет об уголовной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства. Надо полагать, ответственность, предусмотренную главой 5 Закона от 18 июля 1995 г. несут субъекты данной деятельности в той части, которая к ним относится. Так, рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы;рекламопроизводитель - за нарушения при оформлении, производстве, подготовке рекламы;рекламораспространитель - за нарушения, касающиеся времени, места и средств размещения рекламы.

В соответствии с Законом заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность. Выходит, что интересы юридических лиц, которым ложная реклама может причинить существенный ущерб, в уголовном порядке не охраняются. С этим вряд ли можно согласиться, ибо потребителями рекламы признаются как граждане, так и юридические лица. Заведомо ложная реклама предполагает умышленное введение в заблуждение любых потребителей.

За нарушение законодательства о рекламе антимонопольный орган вправе налагать штраф в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда. Сумма, конечно, внушительная. Но на поверку получается блеф. Ведь штраф в таком размере может быть взыскан лишь в двух случаях: за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе и за неисполнение решений о контррекламе. Если предписание выполнено, то Закон не дает основания налагать штраф в указанном размере.

Процедура взыскания административного штрафа за ненадлежащую рекламу такова. Он должен быть уплачен добровольно в течение 30 дней с момента вынесения соответствующего постановления. Как быть, если виновник уклоняется от уплаты? Логично предположить, что тогда штраф взыскивается в бесспорном порядке. Но нет. В таком случае надо обратиться в суд (ст. 31 Закона "О рекламе"). Суд обязан проверить факт нарушения и правомерность наложения штрафа. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны экономические споры о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания. Таким образом, антимонопольный орган возбуждает судебное дело, и суд принимает решение о наказании за ненадлежащую рекламу.

На практике нередко возникает необходимость осуществления так называемой "контррекламы".

В соответствии со ст. 29 Закона от 18 июля 1995 г. контрреклама призвана быть эффективным средством воздействия на нарушителей рекламного законодательства, и суть ее - это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Правовым основанием для применения контррекламы является установление факта нарушения законодательства о рекламе и вынесение в связи с этим антимонопольным органом соответствующего решения.

Следовательно, нарушитель рекламного законодательства обязан в срок, установленный антимонопольным органом, осуществить контррекламу. Он несет связанные с этим расходы в полном объеме (а это могут быть крупные суммы). Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его устранении.

В отдельных случаях по решению федерального антимонопольного органа (его территориального органа) допускается замена средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы. Если решение антимонопольного органа о контррекламе не выполняется, то ставится вопрос о добровольной, а затем и принудительной уплате штрафа в судебном порядке в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Как можно уяснить, антимонопольный орган вправе в подобных случаях поступить и иначе, поскольку в соответствии со ст. 31 Закона от 18 июля 1995 г. при отказе от контррекламы или невыполнении предписания об осуществлении контррекламы в определенный срок наступает административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Итак, в указанных случаях применяется административная ответственность в виде предупреждения или штрафа. Но может быть применена другая санкция. Если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный срок, федеральный антимонопольный орган (его территориальный орган), принявший решение о проведении контррекламы, вправе полностью или частично приостановить рекламу нарушителя до дня завершения распространяемой им контррекламы.

Орган, принявший решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.

Физические и юридические лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд, арбитражный суд с исками: о возмещении убытков, включая упущенную выгоду;о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу;о компенсации морального вреда, если опорочены честь, достоинство или деловая репутация;о публичном опровержении ненадлежащей рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на них функций по контролю за соблюдением законодательства о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

За непредоставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа установлен штраф в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Ответственность за ненадлежащую рекламу юридических услуг

Для кредитных организаций установили штрафы за ненадлежащую рекламу кредитов

10 июля 2015

Завтра вступит в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 175-ФЗ "О внесении изменений в статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ".

Напомним, документом вводится административная ответственность кредитных организаций за распространение рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им или погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее. Так, теперь указанное деяние повлечет для должностных лиц штраф в размере 20-50 тыс. для юридических лиц – 300-800 тыс. руб.

О процедуре проведения антимонопольным органом проверки в сфере рекламы узнайте из "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предприятий" в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

ФАС России в своем письме от 2 июля 2015 г. № АД/33032/15 "Об увеличении ответственности за нарушения в рекламе финансовых услуг " обращает внимание на то, что повышенная ответственность вводится не для любых рекламодателей ненадлежащей рекламы финансовых услуг, а только для кредитных организаций. Речь идет о юридических лицах, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеют право осуществлять банковские операции. Иные лица, не подпадающие под понятие кредитной организации (например, микрофинансовые организации), допустившие нарушение ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе ", будут привлекаться к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ .

При этом ФАС России подчеркивает, что привлечение кредитных организаций к административной ответственности возможно только в случае выявления нарушения в рекламе после вступления в силу соответствующего закона, то есть после 11 июля 2015 года.

Ответственность за ненадлежащую рекламу юридических услуг

За последние годы интернет-технологии получили стремительное развитие. Нормы права в свою очередь до сих пор остались неизменными, однако нельзя сказать, что отношения, возникающие в данной среде, остаются неурегулированными.

Определим интернет как сеть электросвязи общего пользования, обеспечивающую передачу данных между компьютерными устройствами, в которую входят все взаимоувязанные сети, осуществляющие передачу компьютерных данных, кроме ведомственных и выделенных сетей связи (Проект закона “О правовом регулировании оказания интернет-услуг”)

Реклама определяется в ФЗ “О рекламе” от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ как распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Для начала зададимся вопросом: “Попадает ли под действие закона “О рекламе” так называемая баннерная реклама?

Из определения рекламы следует, что она может распространяться в любой форме. Но что имеется в виду под формой? Форма – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением [1]. Реклама в интернет распространяется в электронной форме, создаваемой посредством использования электронно-технических средств фиксации, обработки и передачи информации с дальнейшей фиксацией на сервере рекламодателя. В случае с баннерной рекламой на сервере рекламораспространителя будет лишь ссылка, сам баннер находится у рекламодателя или рекламораспространителя (в случае нахождения баннера, который не будет перенаправлять пользователя). Рекламораспространитель осуществляет размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами (ФЗ “О Рекламе”).

Реклама в соответствии с законом о ней может распространяться с помощью любых средств. Одним из них и будет являться интернет, как сеть электросвязи общего пользования, и реклама, предназначенная для неопределенного круга лиц, будет направлена на пользователей глобальной сети, которые могут узнать информацию о физическом или юридическом лице, его товарах, идеях и начинаниях.

Мною был направлен запрос в Министерство по антимонопольной политике РФ. Вот какой ответ я получил: “Да, баннерная реклама попадает по действие Закона "О рекламе"… Ответственность предусмотрена ст.14.3 КоАП и дифференцирована в зависимости от вида правонарушения. Критерии дифференциации ответственности субъектов рекламной деятельности определены ст. 30 ФЗ “О рекламе” [2].

На пресс-конференции Министр РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства И.А. Южанов заявил: “Что касается Интернет, то статьей 2 закона о рекламе совершенно четко определено, что реклама осуществляется в любой форме и любым способом, соответственно, для Интернет никаких исключений законодательство не делает” [3]

В сфере создания и распространения рекламы можно выделить трёх действующих субъектов: рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель.

В соответствии с ФЗ “О рекламе” рекламопроизводителем считается юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

Безусловно, все упомянутые выше субъекты несут ответственность в соответствии со ст. 30 ФЗ “О рекламе”. Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

За нарушения законодательства о рекламе предусмотрена не только административная, как указывают специалисты из МАП РФ, но гражданско-правовая ответственность. Кратко охарактеризуем каждый из видов ответственности.

  • Гражданско-правовая ответственность.

    Физические и юридические лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду;о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу;о компенсации морального вреда, если опорочены честь, достоинство или деловая репутация;о публичном опровержении ненадлежащей рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

  • Административная ответственность.

    В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ;на должностных лиц - от сорока до пятидесяти МРОТ;на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ.

    Итак, реклама распространяемая в Интернете попадает под действие российского законодательства о рекламе. Но все ли его общие требования применимы к ней, или только часть из них?

    Представим себе ситуацию. Допустим, на сайте www.xxxx.ru размещена реклама разрешённого гражданского оружия. По закону такая реклама может осуществляться только с 22 часов местного времени. На сайт одновременно заходят два посетителя, один из Москвы, другой из Южно-Сахалинска, однако, когда на Сахалине будет 22-00, то в Москве - примерно 15-00, а в месте расположения сервера с рекламой другое время. Поэтому, на мой взгляд, в отношениях возникающих в сети Интернет по поводу рекламы данную норму применить будет нельзя. В противном случае серверу, где находится реклама, пришлось бы отслеживать все IP-адреса посетителей и сверять их, что невозможно.

    На такие противоречия нельзя не обращать внимания и их урегулирование требует внесения изменений на законодательном уровне.

    Закон “О рекламе” закрепляет общие принципы рекламы, которые заключающиеся в следующем:

    “Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации. Данное положение не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов Российской Федерации и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания)”.

    Как нарушение этой нормы можно рассматривать рекламу, распространяемую на иностранном языке. На мой взгляд, реклама типа: “Самый лучший хостинг в сети” будет являться нарушением ст. 5 п. 2 ФЗ “О рекламе”.

    П. 3 ст. 5 гласит: “Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию”. Данное условие практически всегда нарушается.

    Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством РФ (ст. 5 п. 4).

    Говоря об этом принципе, рассмотрим интересный пример.

    На рекламном баннере изображена картина Рембрандта “Даная” и текст: “Ударим квантом по целлюлиту”. Как можно оценить такую рекламу с точки зрения закона?

    Согласно ст. 8 ФЗ “О рекламе” неэтичной является реклама, которая “содержит текстовую, зрительную. информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали. порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние”. Итак, произведение, использованное при создании рассматриваемого баннера известно во всём мире. Более того, данная картина является объектом авторского права. Безусловно, надо учитывать то, что авторские права в данном случае истекли, и картина, как объект авторского права, охране не подлежит. Однако необходимо помнить о том, что личные неимущественные права, в том числе право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 15 ФЗ “Об авторском праве и смежных правах”), всегда сохраняются за автором. При этом “по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина после его смерти” (ст. 152 ГК).

    Какая реклама считается ненадлежащей с точки зрения законодателя? Ст. 2 Закона “О рекламе” дает нам ответ: “ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации”.

    Отдельно хочется рассказать о ненадлежащей рекламе, как о проявлении недобросовестной конкуренции в Интернет.

    Недобросовестной является реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержащая высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов);вводящая потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации. Недобросовестная реклама не допускается.

    В качестве примера приведем поисковые системы. Yandex – ведущая российская поисковая система. Mail.ru - сравнительно недавно созданный проект, использующий поисковую машину Google, и поэтому отлично ориентирующийся в зарубежном сегменте Интернет. Яндекс в свою очередь, рассчитан на поиск в российском сегменте.

    Некорректное сравнение данных о поиске налицо, так как Рунет занимает малозначительную часть Интернета.

    Изучая данный баннер, обратим внимание и на следующее: использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

    В рекламной акции компании, при обращении к её ресурсу появлялся интерфейс поисковой машины, где в поле заполнения уже введены надписи: Audi, BMW, Nokia, Matrix, Mercedes, являющиеся зарегистрированными (в том числе и на территории РФ) товарными знаками. Сомнительно, что использование в рекламе словесных товарных знаков было согласовано с их правообладателями.

    Обратимся к правилам List Banner Exchange Network, которой владеет компания Mail.ru: “Участники обмена отвечают за достоверность информации, предоставленной во время регистрации и пользования обменной сетью. Они несут персональную ответственность за соответствие их действий законам РФ, Правилам системы LBE, сетевому этикету и прочим общепринятым нормам”;“Участники обмена обязуются не предпринимать каких-либо действий, которые могут…принести ущерб другим участникам обмена, ввести их в заблуждение…”

    Представляется, что устанавливая правила для других, компания в первую очередь должна соблюдать их сама.

    [1] С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка М. 1993 “Азъ”

    [2] Запрос проводился по электронной почте, ответ был направлен с MAPRUS@infpres.com

    Источники: http://www.lawmix.ru/comm/8124/29867, http://www.center-bereg.ru/h2374.html, http://m.garant.ru/news/635325/, http://www.internet-law.ru/intlaw/articles/efremenko.htm

    ;
  • Категория: Услуги юристов | Добавил: stivplyass (30.04.2016)
    Просмотров: 338 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Понедельник, 03.02.2025, 16:52
    Приветствую Вас Гость

    Категории раздела

    Услуги юристов [1178]
    Услуги юристов [0]

    Вход на сайт

    Поиск

    Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0