Главная » Статьи » Услуги юристов |
Налогообложение юридических услугИндивидуальный предприниматель с 01.01.2013 применяет ПСН в отношении предпринимательской деятельности "посреднические услуги по организации консультаций юристов, психологов, экономистов, врачей и других специалистов". Выясним, вправе ли индивидуальный предприниматель при применении ПСН оказывать указанные услуги юридическим лицам. Ответ на вопрос подскажет письмо Министерства Финансов Российской Федерации № 03-11-11/48 от 1 февраля 2013 г.: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России. В соответствии с Положением и Регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Одновременно следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Применение патентной системы налогообложения разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 346.43 Кодекса. При этом деятельность в сфере оказания посреднических услуг по организации консультаций юристов, психологов, экономистов, врачей и других специалистов в п. 2 ст. 346.43 Кодекса прямо не предусмотрена. В то же время пп. 2 п. 8 ст. 346.43 Кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, не указанных в п. 2 ст. 346.43 Кодекса, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Так, посреднические услуги по организации консультаций юристов, психологов, экономистов, врачей и других специалистов предусмотрены по коду 019740 разд. 010000 "Бытовые услуги" Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163. Исходя из п. 1 ст. 730 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору бытового подряда (в рамках которого осуществляется оказание бытовых услуг) подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. Учитывая изложенное, при осуществлении дополнительно установленных законами субъектов Российской Федерации видов деятельности, относящихся к бытовым услугам, в частности при оказании услуг по организации консультаций юристов, психологов, экономистов, врачей и других специалистов, патентная система налогообложения может применяться только в случае предоставления данных услуг физическим лицам. Если такие услуги оказываются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям следует применять общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения. Таким образом, юрист юридическим лицам может оказывать услуги при условии применения общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения. Налогообложение юридических услуг(Нет рейтинга) Loading. Налогообложение юридических услуг.Порядок исчисления и уплаты НДС с юридических услуг различается в зависимости от того, кто предоставляет услуги и кто является их потребителем. В случае, если сторонами договора являются российские юридические лица. то НДС с услуг рассчитывается и уплачивается в общем порядке. В случае, если сторонами договора являются иностранные юридические лица, то необходимо знать место реализации услуг, т.к. в соответствии с подп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ объектом обложения НДС является реализация услуг на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.148 НК РФ местом реализации услуг признается территория РФ в случае если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ. В целях определения необходимости уплаты НДС местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории Российской Федерации - на основе государственной регистрации покупателя услуг. (Иностранная организация не может соответствовать данному требованию, т.к. по договору оказания юридических услуг она выступает как самостоятельный субъект гражданского права, а местом ее регистрации является территория соответствующего государства.) - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство, т.е. если на территории РФ образуется постоянное представительство иностранной организации, через которое ведется предпринимательская деятельность иностранной организации, а юридические услуги оказываются работникам этого представительства, то местом реализации юридических услуг . оказываемых иностранной организации признается РФ. Такие услуги подлежат обложению НДС . Возможна ситуация, когда потребителем услуг является российская организация, а предоставляет услуги иностранная организация, имеющая постоянное представительство на территории РФ. В этом случае встает вопрос о том, кто должен исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС . Налогоплательщики (российские организации), состоящие на налоговом учете и приобретающие на территории РФ услуги, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС с дохода налогоплательщика – иностранной организации от реализации этих услуг на территории РФ в случае, если налогоплательщик – иностранное лицо не состоит на учете в налоговых органах РФ в качестве плательщика НДС (п.1,2 ст.161 НК РФ). В месяце, в котором произошла полная оплата услуг российская организация может предъявить к вычету ранее уплаченный НДС за иностранное лицо. В соответствии с пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом, согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса такие вычеты производятся на основании счетов-фактур, и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость . Согласно пункту 4 статьи 174 Налогового кодекса уплата налога на добавленную стоимость налоговыми агентами производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, реализующему работы (услуги), местом реализации которых является территория Российской Федерации. Более подробно можно прочитать в статье – Налог на добавленную стоимость . Учитывая изложенное, российское предприятие, уплатившее в бюджет в качестве налогового агента суммы налога на добавленную стоимость при приобретении у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в налоговом органе, услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, имеет право на вычет данной суммы налога в вышеуказанном порядке в том налоговом периоде, в котором произведено фактическое перечисление этой суммы в бюджет. (См. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 июля 2004 г. N 03-04-08/43 «О принятии к вычету НДС, уплаченного налоговым агентом».) Если же налогоплательщик – иностранное лицо состоит на учете в налоговых органах РФ как плательщик НДС. то исчислять и уплачивать НДС в бюджет он должен сам. Налогообложение юридических услугRe: налогиооблажение фирмы предоставляющей адвокатские и юридические услуги меня попросили ее вести и принесли их отчеты. так вот они на помощников сдают и отчитываются, так же как и все на основном режиме я имею ввиду налоги с з/п, сдают отчеты в ПФР, ФСС, баланс (правда только раз в год), прибыль и НДС - они сдают пустые. а налоги с адвоката платили так: сумма полученных гонораров - з/п помощников - налоги с з/п помощников - аренда - взнос в ПАСО - авансовые отчеты = и это у адвоката получалась базовая часть для налогоисчисления в который, входят: ПФР баз ч - 5,3%, ТФОМС - 1,9%, ФФОМС - 0,8%, ФСС добровольный взнос - 3,5%, а вот ПФР накопительную и страховую части платят как ИП фиксированные суммы (с 01,01,10г стр- 606,2, нак 606,2) а базу для НДФЛ рассчитывают так - база для расчетов налогов - все налоги Х на 13% Налогообложение юридических услугНалогообложение иностранных юридических лиц в России - НДСКак известно, тот факт, что компания зарегистрирована за рубежом (пусть даже и в безналоговой юрисдикции), еще не освобождает ее от налоговых обязательств в России, как, впрочем, и в любых других странах, если она ведет в них ту или иную деятельность или получает с их территории доходы. В частности, в соответствии с главой 25 Налогового кодекса ("Налог на прибыль организаций"), если компания имеет постоянное представительство в России, то это представительство облагается налогом на прибыль, подобно обычной российской компании. Если такого представительства нет, но компания тем не менее получает доходы с территории России (например, дивиденды или роялти), такие доходы могут облагаться налогом на доход у источника выплаты (то есть налог удерживается и уплачивается российским плательщиком дохода, который выступает в роли налогового агента). Подобным же образом, в соответствии с главой 21 Налогового кодекса ("Налог на добавленную стоимость"), иностранное юридическое лицо может являться плательщиком российского НДС. Вообще в силу специфики данного налога (а НДС - это, в отличие от налога на прибыль, не прямой, а косвенный налог, и исчисляется он отдельно по каждой операции) само по себе местонахождение участников сделки имеет лишь вторичное значение: налогоплательщиком по НДС при определенных обстоятельствах может являться как российская, так и иностранная организация. Ключевым для обложения НДС фактором является место реализации товаров или услуг. Если она происходит на территории РФ, то такая реализация - объект налогообложения российским НДС (ст. 146). Однако следует отметить, что определить место реализации не всегда так легко, как это может показаться. Что если продавец погрузил товар в вагон в одной стране, а покупатель разгрузил уже в другой? Еще больше вопросов возникает при реализации услуг, так как они, в отличие от товаров, в некотором смысле нематериальны и, соответственно, не подлежат таможенному оформлению. Возьмем, скажем, консалтинговые или информационные услуги. Если английская фирма за определенную плату предоставляет некоторую информацию российской организации, то где находится место реализации? Ответам на эти, согласитесь, неочевидные вопросы посвящены соответствующие статьи главы 21 Налогового кодекса. Мы рассмотрим их более подробно в применении к обложению НДС иностранных компаний. Но для начала сформулируем основные принципы взымания НДС. Данные принципы обеспечивают так называемую экономическую нейтральность налога, то есть то, что он не вносит искажений в структуру экономических мотиваций хозяйствующих субъектов. Это явилось важнейшей причиной внедрения НДС в налоговую практику многих стран мира взамен не обладающих таким свойством оборотных налогов.
Теперь перейдем к определению места реализации и, соответственно, к вопросу о том, какие операции попадают под российский НДС. Что касается товаров. то здесь все относительно просто. Если находящийся в России товар в процессе реализации не отгружается и не транспортируется, то место реализации, естественно, Россия. Если он отгружается или транспортируется, то Россия является местом реализации в том случае, если в начале этого процесса товар находился в РФ (ст. 147). Таким образом, как торговля внутри страны, так и экспорт попадают по это определение - в обоих случаях местом реализации является Россия. Однако при торговле внутри страны налог взымается по обычной ставке 20% (по некоторым видам товаров применяется льготная ставка 10%), а при экспорте - по ставке 0%. Кстати говоря, есть существенное различие между ставкой НДС 0% и освобождением от НДС. В первом случае "входящий" НДС по приобретенным товарам и услугам подлежит вычету, а во втором - нет, в силу чего освобождение от НДС вообще не всегда выгодно налогоплательщику. Так вот, при экспорте "входящий" НДС зачитывается либо возмещается из бюджета. Что касается импорта, то, как видно из определения, он не является реализацией на территории РФ (естественно, речь идет не о продаже импортных товаров, а о самом процессе их ввоза на таможенную территорию РФ). Однако ввоз товара также признается особой разновидностью объекта налогообложения для целей НДС (ст. 146). При этом, в отличие от прочих случаев, налогоплательщиком является не продавец товара (иностранная фирма), а покупатель (российская организация). Налог в этом случае уплачивается вместе с таможенными платежами (базой является таможенная стоимость плюс пошлины и акцизы). Однако уплаченный налог подлежит в дальнейшем, вообще говоря, зачету. Итак, если иностранная компания осуществляет исключительно поставку товаров российским импортерам, она не является плательщиком российского НДС. Если она осуществляет торговые операции на территории России, для чего она должна зарегистрировать здесь свое постоянное представительство, то она облагается НДС так же, как и российские компании. Регистрация компании на НДС происходит по месту нахождения представительства, там же сдается соответствующая отчетность. Перейдем теперь к вопросу обложения услуг. Понятия импорта (как и экспорта) для услуг не существует, так что вопрос наличия или отсутствия объекта налогообложения решается исключительно на основании места реализации. Как уже отмечалось, именно для услуг оно может быть не вполне очевидно. Поэтому налоговые законодательства всех стран, где существует НДС, предусматривают особые правила для определения места реализации в этом случае. Надо сказать, что в российском Налоговом кодексе этот вопрос изложен довольно-таки запутанно (ст. 148). Попытаемся изложить положения кодекса несколько более популярным языком. Согласно кодексу, правила определения места реализации для целей НДС варьируются в зависимости от характера самих услуг. Хотя с первого взгляда это и может показаться странным, но место фактического оказания услуг определяет место их реализации лишь в одном исключительном случае (услуги культурного и подобного характера). В остальных случаях, если только услуги не связаны с каким-либо имуществом, находящимся на территории России, место их реализации определяется местонахождением продавца, и лишь для некоторых разновидностей услуг - местонахождением покупателя. Таково краткое содержание ст. 148. Теперь рассмотрим ее более подробно. Итак, по основному правилу местом реализации услуг считается место деятельности их продавца. То есть услуги попадают под российский НДС, если их оказывает российская организация или российское представительство иностранной компании. Если иностранная компания, не имеющая представительства в РФ, оказывает услуги российской организации (например, аренда автомобиля для поездок по Лондону), российского НДС не возникает. Это, однако, верно не для всех видов услуг. Существует целый список услуг, для которых ситуация ровным счетом обратная: место их реализации совпадает с местом деятельности покупателя. В частности, сюда относятся услуги, условно говоря, "интеллектуального" характера, то есть не связанные напрямую с теми или иными товарами и прочими материальными объектами. Имеются в виду такие услуги как выдача патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, обработка информации, научно исследовательские и опытно-конструкторские работы. Заметим, что именно такие виды услуг играют все более важную роль в международном бизнесе в наш информационный век. К тому же списку отнесены и некоторые другие услуги: предоставление персонала, аренда движимого имущества (кроме автомобилей), услуги, оказываемые в аэропортах, работы по обслуживанию судов, некоторые агентские услуги. Таким образом, если, скажем, английская юридическая фирма консультирует российскую организацию, возникает объект налогообложения российским НДС. Налогоплательщиком формально является английская фирма, но обязанности по уплате налога лежат на российской организации как на налоговом агенте, о чем чуть ниже. Отметим, что при определении места деятельности продавца и покупателя следует иметь в виду, что если иностранная компания имеет представительство в России, то оно считается местом ее деятельности в РФ и его операции облагаются НДС точно так же, как и для российской организации. Помимо вышесказанного, есть случаи, когда место реализации по определению находится в России, независимо от местонахождения продавца и покупателя услуг. Сюда относятся услуги, связанные с недвижимым или движимым имуществом, находящимся в России, а также услуги в сфере культуры, искусства, образования, спорта и т.п. если они фактически оказаны на территории РФ. Например, иностранная компания поставляет оборудование в Россию и производит здесь его монтаж. Услуги по монтажу облагаются НДС, так как оборудование - это имущество, находящееся в России. При отсутствии налоговой регистрации компании в РФ налог в бюджет уплачивает российский заказчик как налоговый агент. Вышеизложенные положения статьи 148 НК определяют место реализации услуг для целей НДС, а, значит, и то, имеет ли место объект налогообложения в каждом конкретном случае. Для полноты заметим, что существуют еще и специфические особенности вычисления налоговой базы по различным видам услуг, в частности, транспортных и услуг связи, весьма существенных в международных коммерческих отношениях. Но здесь мы эти особенности рассматривать не будем. Итак, кроме "обычного" варианта, когда российская организация облагается российским НДС, а иностранная - нет, возможны варианты "нетипичные". Имеется в виду случаи, когда услуги, оказанные российской организацией, НДС не облагаются (место их реализации находится вне России), а услуги, оказанные организацией иностранной - облагаются (место реализации - Россия). Значит, предоставляя для зарубежного партнера, скажем, услуги по обработке информации, российская организация не включает в счет НДС. Существенным минусом здесь является то, что "входящий" НДС в этом случае не подлежит зачету или возмещению. Вместо этого он списывается на расходы для целей налога на прибыль. В этом важнейшее отличие предоставления российской организацией услуг за пределами РФ от экспорта ею товаров из РФ. Для подтверждения того, что услуги оказаны за пределами РФ, российская организация предоставляет контракт с иностранной компанией и документы, подтверждающие сам факт оказания услуг или проведения работ. Напротив, если иностранная компания предоставляет подобные услуги российской организации, она является плательщиком российского НДС. Здесь возникает проблема. Хорошо, если у нее есть представительство в России - тогда налог собирается через это представительство. А что, если компания не имеет налоговой регистрации в РФ? Как получить с нее причитающуюся сумму? Закон решает эту задачу, придавая статус так называемого налогового агента российской организации-покупателю услуг. Это значит, что данная организация обязана исчислить, удержать (при оплате услуг продавцу) и уплатить в бюджет причитающуюся сумму налога. Отметим, что сходная ситуация возникает и при налогообложении доходов иностранных организаций, получаемых с территории России. В соответствии с главой 25 НК ("О налоге на прибыль организаций"), при отсутствии постоянного представительства такие доходы, например, дивиденды по акциям российских организаций, могут подлежать налогообложению у источника выплаты. Это как раз и означает, что налог удерживается и уплачивается российским плательщиком, который является налоговым агентом. Однако следует четко отличать этот случай от рассмотренного в предыдущем абзаце. Речь идет об уплате налоговым агентом двух совершенно различных налогов, возникающих по различным основаниям и имеющих различную природу (налог на доход - прямой, НДС - косвенный). Если говорить о налогообложении услуг, оказываемых иностранной компанией без постоянного представительства в РФ, то в соответствии с Налоговым кодексом налог на доход у источника в данном случае вообще не возникает. Что касается налогообложения самого агента, то есть покупателя, уплачивающего НДС за иностранную компанию-продавца услуг, то, этот уплаченный налог является для него "входящим" НДС, то есть подлежит зачету. Это отчасти напоминает ситуацию, возникающую при импорте товаров. Естественно, такой зачет производится, только если агент исполняет обязанности налогоплательщика, и при этом выполняются обычные необходимые для зачета условия. То есть если агент освобожден от обязанностей налогоплательщика ввиду малого оборота (до 1 млн. руб. в год) или использует данные услуги для производства освобожденной от НДС продукции, зачета или возмещения не производится, а соответствующая сумма НДС включается в расходы. Надо сказать, что положения Налогового кодекса в целом соответствуют международным образцам законодательства по НДС. В том числе и правила налогообложения услуг, изложенные в кодексе, по большей части почти дословно совпадают с аналогичными нормами, принятыми в зарубежных странах, включая Европейский союз. Это, в частности, ведет к тому, что, услуги, оказанные резидентом одной страны резиденту другой, будут облагаться НДС только в одной из стран, что вполне соответствует общей теоретической концепции НДС как косвенного налога на потребление. Если вернуться с этой точки зрения к уже рассмотренным примерам, предоставление английской компанией российской организации автомобиля для поездок по Лондону попадает под британский НДС, но не под российский;консультации, предоставленные из Англии в Россию, попадают под российский НДС, но не под британский;информационные услуги облагаются НДС по месту нахождения покупателя, но не продавца, и т.д. Конечно, в каждой конкретной стране существуют и свои особенности законодательства, которые выходят за рамки данной статьи, но которые надо иметь в виду при осуществлении там какой-либо деятельности. Например, при предоставлении услуг (скажем, тех же информационных) резидентам той или иной страны даже при отсутствии там представительства может возникнуть обязанность регистрации на НДС в данной стране при превышении определенного порога продаж (для Великобритании - 54 тыс. фунтов в год). Другие статьи на эту тему: Источники: | |
Просмотров: 333 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | ||
---|---|---|
|
Вход на сайт |
---|
Поиск |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |